ХРОНИКА ПОЛЁТА
3 часа 00 минут (здесь и далее время московское).
На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королёв.
5 часов 30 минут.
Подъем, завтрак и завтрак Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова.
6 часов 00 минут.
Началось заседание Государственной комиссии. После заседания было окончательно подписано полетное задание Космонавту-1.
Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился - первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой.
Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке.
6 часов 50 минут.
После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной пленки. Спустя пять часов оно стало сенсацией…
Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине.
7 часов 10 минут.
Голос Гагарина появился в эфире.
8 часов 10 минут.
Объявлена 50-минутная готовность. Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка № 1. Его быстро открыли и все поправили.
8 часов 30 минут.
30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно - Гагарин.
8 часов 50 минут.
Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации.
9 часов 6 минут.
Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение.
9 часов 7 минут.
Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..»
9 часов 9 минут.
Отделение первой ступени. Гагарин должен услышать, как отделилась эта ступень, и почувствовать, что вибрация резко уменьшилась. Ускорение возрастает, так же как и перегрузки. На пункте наблюдения ждут доклада Гагарина.
9 часов 11 минут.
Выход Гагарина на связь, сброс головного обтекателя.
9 часов 22 минуты.
Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный доктор Вейзнер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Востока» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.
9 часов 57 минут.
Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Официальное сообщение о запуске в космос человека, подписание приказа о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину звания майора.
10 часов 13 минут.
Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства.
Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновалась и переживала за него, конечно же, Родина.
10 часов 25 минут.
Включение тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.
Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров…
10 часов 35 минут.
Отделение приборного отсека. Продолжение спуска.
10 часов 26 минут.
Вход в плотные слои атмосферы, потеря связи.
10 часов 55 минут.
Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка.. На парашюте опустился Юрий Гагарин.
Личные впечатления от полёта Юрия Алексеевича Гагарина (из книги Ю.А.Гагарина «Дорога в космос»)
Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин:
«... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полёта, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный –
«Заря»...
...Наконец технический руководитель полёта – им был академик С.П.Королёв – скомандовал:
- Подъем!
Я ответил:
- Поехали!
Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого...
...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время «Восток» пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем.
- Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я...
...Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить:
- Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее...
...Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э.Циолковского...
...В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма!...
...9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение:
- Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно...
...В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение:
- Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо...
...Наступал заключительный этап полёта, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему...
...В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время...
...Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз...
...Высота полета все время уменьшалась.
Десять тысяч метров... Девять тысяч... Восемь... Семь...
Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку...
...В 10 часов 55 минут «Восток»... благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки...
...Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу...
...- Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
- Представьте себе, да, - сказал я...»
материал взят с сайта Центрального научно-исследовательского института машиностроения
|