ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ по теме "Афинская демократия при Перикле"
Подготовила материал учитель истории и обществознания Мамишева Ж.М.
Конспект урока по истории на тему в 5 классе
"Афинская демократия при Перикле"
Цели урока:
а) углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла;
б) продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;
в) воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки;
г) сформировать яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о собрании в Афинах;
д) способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.
УУД. П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах.
Р.: Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, карточки-задания, жетоны-бобы, наряд Перикла, дидактические тесты, ребусы, плакат, тематические значки, сладкие сюрпризы, корзина.
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Учитель: Здравствуйте, меня зовут Мамишева Жанна Муратовна! И сегодня урок истории проведу у вас я. Сейчас мы с вами продолжим путешествие в далекое прошлое. Посмотрите на карту и определите, какой древнегреческий полис изображен на слайде? (Слайд 2)
Ответ: На карте изображена Аттика, главный город Афины.
II. Актуализация опорных знаний ( проверка домашнего задания).
Учитель: Для начала вспомним предыдущий урок. Скажите мне пожалуйста, что вы запомнили о культурной жизни в Афинах? Какие здания и сооружения вам известны? Что представлял собой древнегреческий театр? Для этого предлагаю вам разгадать кроссворд ( Слайд3).
Учитель: Теперь проверим ваши ответы. ( Слайд 4).
- Изучение нового материала.
- Вступительное слово.
Учитель: : Каждый человек в истории обязательно оставляет свой след. А вот хороший он или плохой, зависит от нас. Приведите примеры, когда человек оставляет позитивные, хорошие следы (учащиеся приводят примеры). Сегодня на уроке каждый из вас постарается оставить свой след с помощью жетонов – бобов. Чем больше бобов, тем выше оценка.
Учитель: Ребята, кто это? ( Слайд 5)- Путин, ( Слайд 6)- Выборыэ. В этом году мы будем выбирать нового президента страны. Кто будет его избирать? ( НАРОД ) Значит у нас демократическое государство, потому что выбирает народ. В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления? ( Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь) ( Слайд 7)-тема урока.
Кто такой Перикл? ( Слайд 8)- Перикл
2 .Рассказ учителя о Перикле;
Перикл в переводе с греческого означает «Окруженный славой». Он жил в древней Греции более 2 тысяч лет назад и был знаменитым политическим деятелем города Афины, реформатором, красноречивым оратором и стратегом. За свою деятельность на благо города Перикл получил от народа почетное звание «отец афинской демократии».
Выходец из знатного рода « алкмеанидов», Перикл получил хорошее, хотя и поверхностное образование. Музыке, философии, риторике его обучали лучшие в то время представители афинской культуры.
Отец Перикла был командующий в свое время греческим флотом, видный афинский деятель. Мать принадлежала самому влиятельному афинскому роду и была внучкой Клисфена, одного из зачинателей афинской демократии.
Сама судьба предрекала Периклу стать, по примеру отца, политическим деятелем.
- Работа с терминами:
Учитель: Давайте вспомним, что мы называем демосом и демократией? ( ответы детей)
( слайд 9)- демос, демократия.
- Фронтальная беседа о НАРОДНОМ СОБРАНИИ.
Учитель: Где же собирался народ для голосования, выбора власти? Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. В Афинах Агора была обсажена деревьями, вокруг нее находилось множество торговых лавок и складов, также рядом возвышался храм.
Ответы детей): на народном собрании. (слайд 10) – собрание.
- Игра-импровизация.
Учитель; Ребята вы хотите поучаствовать в народном собрании?
Для этого нам надо выбрать Перикла и разделиться на группы: 1 ряд будут- СТРАТЕГИ, 2 ряд- СОВЕТ 500, 3 ряд- СВОБОДНЫЕ ГРАЖДАНЕ ( учитель раздает 3 карточки на ряды и слова для Перикла).
Теперь послушаем выступление нашего Перикла и попробуем поучаствовать в собрании, а так же заработать жетоны, будьте активными не стесняйтесь, высказывайте свое мнение.
Перикл: Уважаемые граждане Афин! Вот уже второй раз по вашей воле я становлюсь первым стратегом нашего славного города! Свободные граждане Афин! Сегодня нам предстоит решить важный вопрос. Итак, я начну. Вы все знаете о вторжении спартанцев в Аттику, сельские жители в ужасе бегут в Афины. Нам угрожают. Я выскажу свое мнение: не соглашайтесь на их требования! Если вы уступите им – они предъявят более тяжкие требования. По-моему - лучше война! Прошу вас высказаться (проводится голосование: кто за, кто против) ( Слова на карточке)
Учитель: Молодцы! Делаем вместе вывод ( если за, то война, если против, предложите компромисс)
- Первичное закрепление материала.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю самостоятельно прочитать п.1 §40 и подготовитьь ответы на вопросы: ( Слайд 11)
1)кто участвовал в Народном собрании?
2)сколько раз собиралось Народное собрание?
3)чем занималось Народное собрание в Афинах?
4)в чём состояли должностные обязанности первого стратега?
Какой вывод об устройстве афинской демократии можно сделать?
Ответы: Участников Народного собрания очень много. Поэтому к каждому собранию (проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно было готовиться. Эта обязанность, как и необходимость следить за ходом обсуждения вопросов, возлагалась на Совет пятисот. (Слайд 12)
- Плата за государственную службу.
Учитель: В Афинах существовало много должностей. Какие способы голосования существовали в Афинах? Найдите ответ на с.192-193 (1-2 абзац).
Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием руки?
Как сегодня происходит голосование?( Тайное)
Перикл добился введения оплаты выборных должностей. ( Слайд 13)- об оплате.
- Физминутка ( Слайд 14)
Учитель: Умнички, вы наверное немного устали, предлагаю вам чуточку отдохнуть.
Тема "Древняя Греция"
Руки вверх мы поднимаем,
Виноград мы собираем,
Все корзины соберём
И на рынок повезём.
По пути нарвём оливок,
Нынче будет славный рынок,
Заработаем монеты,
Будем сыты и одеты.
- Беседа о друзьях Перикла.
Учитель: А ну-ка, мои хорошие, поднимите руки, у кого есть друзья?
Вот и у Перикла были свои друзья и противники. ( Слайд15)- фото друзей.
Но самым лучшим верным другом и спутником жизни была его жена- Аспасия
- Закрепление нового материала:
1.Схема.
Учитель: Ну что, ребята, теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно.
Составьте, пожалуйста, схему управления Афинского государства в период правления Перикла. ( в тетради)
Учитель: И так посмотрим, что у вас получилось. После ответов (Слайд 16)- схема управления.
2. Тест.
- Далее попробуйте решить тест. ( Слайд 17)- тест, бланки.
- Теперь проверяем, кто ответил верно, получает жетон.
3. Крестословица.
ДЕМОКРАТИЯ ( на доске)
4. Ребусы.
ПЕРИКЛ, СОБРАНИЕ, СТРАТЕГ. ( Слайд 18)
- Подведение итогов.
Учитель: Молодцы ребята, давайте подведем итог нашего урока.
-Какое было устройство Афинской демократии?
- Что изменилось при Перикле?
- Правы ли они были, что выбрали его?
- Как вы думаете, были ли Афины образцовым государством? ( НЕТ) Т.к. правами и свободами обладали не все ( женщины, рабы, переселенцы их не имели)
ВЫВОД: Т. о.,при Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах. Перикл уделял много времени своему народу, участвовал в социально значимых делах, он улучшил жизнь людей.
Учитель: Ребята! Как можно назвать человека, который творит на благо людей? ( ВОЛОНТЕР) У нас и год 20018- назван ГОДОМ ВОЛОНТЕРА!!!! ( Плакат, слайд 19)
- Рефлексия. ( Слайд 20, бланки)
Учитель: А сейчас посчитайте свои жетоны- бобы, у кого сколько?. ( выставление оценок) ( Похвала)
- Домашнее задание:
Учитель:
- Послушайте д.з. и запишите в дневники: выучить п.40, составить синквейн, придумать Закон « Если б я был стратегом в Афинах» ( Слайд 21)
-И на память об этом необычном уроке я подготовила для вас небольшой сюрприз. ( Корзина с конфетами детям, членам жюри, учителю) ( Слайд 22) - конец
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!